Хотелось бы вспомнить политические сказки 2005 года. Все проходит, меняются интересы взгляды, а сказки живут вечно. Главное это не утерять их.
Современную политическую жизнь в Украине во многом символизируют трое ведущих политиков – президент, премьер-министр и спикер. Волей неволей возникает аналогия с былинным сказанием о трех богатырях.
Хотя следует сразу отметить, что все трое наших героев – не одиночки. Скорее, они многочисленностью своих свит напоминают европейских рыцарей. Но мы ведь стремимся в Европу, не так ли?
Илья Муромец (Виктор Ющенко). Подобно былинному богатырю Виктор Андреевич долго сидел «на печке» в виде Национального банка. Потребовалось немало усилий, чтобы заставить перспективного политика либеральных воззрений и самого профессионально успешного банкира Восточной Европы начать собственную политическую карьеру. Вот тут то и оказалось, что есть в Ющенко сила богатырская. Пусть Виктор Андреевич не обладает цицероновским красноречием, но при этом нравится женщинам и способен «под настроение» удерживать многотысячные майданы в напряжении своими искренними речами. Это называют харизмой. Как и Илья Муромец, Виктор Ющенко стал воплощением чаяний народа, по крайней мере, своих избирателей. Правда, скажем сразу – пожелания оказались не сказочными, а приземленными, но от того воплощать их в жизнь не проще.
Оказалось, что президентская кампания изменила Виктора Андреевича так, как былинного богатыря изменила первая реальная схватка со сказочной нечистью. Ющенко построил свою кампанию подобно собирателю православного воинства, готовящегося к противостоянию всей жизни. Фактически президентская гонка для него стала схваткой Добра со Злом, и нет ничего странного, что Ющенко вышел из нее внутренне ослабленным и не всегда адекватным надеждам своих избирателей. Во время кампании Виктор Ющенко приобрел и вредную привычку «хвалится, идучи на рать». После длительного формирования образа «самого интеллигентного из ныне живущих украинцев» тыканье и лексическое многообразие в президентском исполнении стали для общественного мнения чем-то вроде булавы, которым его оглушили аккурат по незащищенной голове.
Если Ющенко и прощают до сих пор (а рейтинговые потери могут проявиться не раньше конца сентября – середины октября), то во многом потому, что в ходе президентских выборов он проявил несвойственное ему ранее мужество и воистину христианское терпение. Неожиданная храбрость политика, которого считали мямлей даже некоторые приближенные, стала его индульгенцией. За это ему прощают и привычку растекаться мыслею по древу, и кадровые неудачи, и зачастую неуместное желание всех примирить. Надёжам и заступникам прощают многое, но только до тех пор, пока они качественно выполняют эту роль.
Добрыня Никитич (Владимир Литвин). Многие политики дорого бы заплатили за то, чтобы Владимир Михайлович сегодня не был среди немногих, в чьих руках реальные рычаги управления. Однако реальной замены на посту спикера ему не нашлось, и богатыря не удалось отправить переводом в Несторы-летописцы. Наверное, длительный путь, пройденный Литвиным к парламентской вершине, позволил ему аккумулировать силу. Возможно, сила его – в сохранении своих крестьянских корней. Спикер стремится стать защитником не избранных, а всех – в лучших традициях славянского эпоса.
Чего греха таить – внутри партии власти Литвина некоторые считают зачастую не соратником, а чуть ли не вражеским то ли лазутчиком, то ли недобитком. Вместе с тем критики спикера забывают, что именно на его спокойствии во многом базировалось мирное разрешение политического кризиса после президентских выборов. Пусть Владимир Михайлович не выходил на Майдан, но своими действиями со всей определенностью показал, что парламент остается вершиной демократического общества. Кто-то назовет такое поведение хитростью, кто-то – умением приспосабливаться к политической ситуации. По сути Литвин продемонстрировал свою силу, не изменив своей любви к пребыванию чуток над схваткой. Он предпочитает не бряцать оружием, и вступать в схватку только в случае непосредственной угрозы своим интересам.
Вжившийся в роль Добрыни Никитича спикер постарался максимально воспользоваться военной хитростью. Он часто действует из засады, в самый решающий момент, выступая против тех или иных сил. Спикер эффективно разминает правительство, особенно показательны его последние заявления – о 15-процентной инфляции за первое полугодие и необходимости принимать не только социально ориентированный, но и реальный бюджет на 2006 год. Литвин надежно закрепился на стратегически важной высоте парламентского президиума, и использует его для укрепления собственных позиций. Спикеру определенно не грозит быть вынесенным из своего кресла народным гневом, но это не означает, что парламентский богатырь остановится на достигнутом успехе.
Алеша Попович (Юлия Тимошенко). Изо всей троицы именно премьер выглядит сегодня наиболее активной и эффективно действующей, однако не следует забывать, что премьерская судьба до 1 января 2006 года находится в президентских руках. Пока наш Илья Муромец надежно прикрывает тылы Алеши Поповича, хотя иногда не отказывает себе в удовольствии дружески потрепать младшего партнера. В нынешней ситуации особенно ценно умение Юлии Владимировны храбро атаковать превосходящие силы противника, не оглядываясь на соучастие других соратников. Выходит не всегда эффективно, но весьма эффектно.
Самый юный богатырь отлично помнит старое и не собирается прощать минувшие обиды. Этими качествами Тимошенко отличается и на премьерском посту. Иногда кажется, что Юлия Владимировна небезуспешно набирает себе врагов. Возможно, она рассчитывает на их рыцарско-джентльменское поведение. Еще одна причина – Тимошенко сама называет себя «хорошо отлаженной машиной», предназначение которой – не только психологическое давление, но и отрывание голов. Сила премьера – в ее слабости и показной хрупкости, которую леди Ю использует максимально эффективно. Многим победа над Алешей Поповичем казалось слишком легкой, и они поплатились за это.
Тимошенко давно прослыла мастером скоротечных схваток, при этом она уходит от затяжных боев – премьер понимает, что ей может не хватить сил выдержать битву с более массивным противником. Явное преимущество Алеши Поповича – активное использование в своих целях былин и легенд. Грамотный и четко просчитанный пиар позволяют Юлии Владимировне эффективно маневрировать вокруг пирамиды взятых на себя обязательств, не слишком рискуя быть погребенной под ними. Надо сказать, что умение выставлять свои боевые качества и жить с высоко поднятой головой напоказ ценится согражданами. Порой кажется, что наш богатырь живет по принципу «На миру и смерть красна». Политическая, конечно.
Сказка ложь да в ней намек
Нашим героям еще предстоят многочисленные испытания в довольно коротком временном промежутке. По идее, ныне существующая троица сохранит общий объем своего влияния, хотя внутри этой ограниченной группы возможно перераспределение политического веса. Очевидно, проведение политической реформы приведет к уменьшению силы президента, но ведь спикер и премьер, согласно новому законодательству, остаются в кольчугах своих полномочий только до весны следующего года. Так или иначе, свое отношение к политической реформе и Основному Закону придется продемонстрировать всем упомянутым политикам.
За оставшееся время трем богатырям предстоит определиться, хотят ли они действовать сообща, или же предпочтут самостоятельно совершать подвиги, получая за них благодарности сограждан, конвертируемые в рейтинги популярности и усиление политического влияния. Вместе или порознь богатыри попытаются приручить многоглавого дракона по имени Админресурс, чтобы не оказаться в марте 2006 года на электоральных бобах. Перед ними стоит и задача победить оппозиционного Соловья-разбойника, хотя, по сути, этот противник чудо-богатырей свою силу еще не продемонстрировал. Очевидно и то, что формирование своего войска каждым из наших политтяжеловесов будет идти довольно динамично, независимо от того, решат ли они объединять свои отряды или пойдут каждый сам по себе на штурм парламентских хоромов.
Славянские сказки и летописи во многом были посвящены необходимости объединения усилий тогдашних раздробленных княжеств для противостояния набегам кочевников. Одного у наших богатырей не отнять – патриотизма, хотя проявляется он у каждого из них по-разному. Они живут в двадцать первом веке, возможно, поэтому не смогли убедить себя в необходимости согласованных действий. Правда, отсутствие противоречий между амбициозными и сильными людьми бывает только в сказках.
Возможно, кому-то покажется, что в нашей сказке не хватает Василисы Премудрой и Иванушки-дурачка. Но это совсем другая сказка, друзья
Евгений Магда, для «Главреда»
Комментариев нет:
Отправить комментарий